Эксклюзив
Спасибо Владимир Ильич
16 декабря 2010
9715

Владимир Спасибо: Опыт создания систем обращения с отходами ЛПУ

1. Российская Федерация 1.1. Москва По Распоряжению Правительства Москвы от 30 мая 2006 г. N 916-РП проведен эксперимент по внедрению комплекса мероприятий по обращению с медицинскими отходами ЛПУ на территории Юго-Восточного административного округа. Постановлением Правительства г.Москвы от 23 декабря 2008 г. N 1191-ПП утверждена "Городская целевая программа по совершенствованию внутрибольничной системы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений Департамента здравоохранения города Москвы, опасными в эпидемиологическом отношении, на 2009-2011 гг.". Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департаменту здравоохранения города Москвы, Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в трехмесячный срок со дня вступления в силу указанного Постановления предписано разработать и утвердить порядок взаимодействия по централизованному вывозу с территорий ЛПУ Департамента здравоохранения города Москвы, получению лимитов на размещение медицинских отходов классов "Б" и "В", а также предусмотреть размещение этих отходов на заводах по термическому обезвреживанию медицинских отходов классов "Б", "В" и "Г", планируемых к вводу в эксплуатацию в 2010-2011 гг. в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 22 апреля 2008 г. N 313-ПП "О развитии технической базы городской системы обращения с коммунальными отходами в городе Москве". Запланировано: - в ЛПУ (638 учреждений) создать участки аппаратного обеззараживания медицинских отходов с поставкой и вводом в эксплуатацию 690 единиц оборудования (1) - укомплектовать ЛПУ наборами специализированной мебели для участков по обеззараживанию отходов. - оснастить многокорпусные ЛПУ средствами малой механизации для транспортирования отходов по территории (134 единиц). - обеспечить ЛПУ комплектами инвентаря и расходных материалов для сбора и удаления медицинских отходов. - организовать информационно-методическое обеспечение персонала ЛПУ по вопросам обращения с медицинскими отходами и актуальным вопросам внедрения системы аппаратного обеззараживания эпидемиологически опасных отходов ЛПУ (75000 комплектов наглядных пособий и методических материалов, 162 тематических семинара для медицинского и технического персонала ЛПУ). Целью Программы заявлено улучшение в сфере профилактики внутрибольничных инфекций и обеспечения санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия в городе Москве за счет аппаратного обеззараживания медицинских отходов классов "Б" и "В" на территории ЛПУ. По расчетам разработчиков Программы, для обеспечения надлежащего обеззараживания медицинских отходов методом химической дезинфекции с учетом требований СанПиН 2.1.7.728-99, постановления Правительства Москвы от 30 декабря 2003 г. N 1065-ПП "О совершенствовании организации и проведения дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий на объектах города Москвы", приказа Комитета здравоохранения Правительства Москвы и Центра госсанэпиднадзора г. Москвы от 28 марта 2001 г. N 136/48 "Об учете получения, расходования дезинфекционных средств и проведения дезинфекционных мероприятий в лечебно-профилактических учреждениях" минимальные затраты на приобретение дезинфектантов для ЛПУ города Москвы составляют не менее 600 млн. рублей в год. Это примерно 950 тыс. руб. на 1 ЛПУ. Как утверждается, с учетом водо- и электроснабжения, расходных материалов, замены изнашиваемых деталей и трудозатрат дополнительные расходы, возникающие при внедрении аппаратных методов обеззараживания отходов составят около 93 млн. рублей в год. Базовые затраты на реализацию Программы были рассчитаны исходя из данных поставщиков, оценки стоимости работ и услуг в ценах 2007 года и приведены в соответствии с графиком выполнения мероприятий к прогнозным ценам года выполнения в соответствии с прогнозируемыми индексами потребительских цен (письмо Департамента экономической политики и развития города Москвы от 20.03.2008 N ДПР/8-2/2-217) : 2008 г. - 10,0%, 2009 г. - 7,0%, 2010 г. - 6,5%, 2011 г. - 5,5% (2). В соответствии с результатами эксперимента в ЛПУ ЮВАО г. Москвы была разработана методика определения количества опасных медицинских отходов в ЛПУ различного профиля. Для целей обоснования выбора рекомендуемой мощности установок по обеззараживанию МО в ЛПУ для каждого лечебного учреждения был произведен расчет ежедневного образования опасных МО в объемном выражении (л/день). Принят ряд типовых решений участков обеззараживания на основе технологии: - СВЧ суточной производительностью 220 л/день (430 л/день); стоимость - 1573-2460 тыс. рублей; - паровой стерилизации суточной производительностью 900, 1260, 1620, 1800, 2520, 3240, 3700, 4890 л/день, стоимость - 6984-17590 тыс. рублей; - паровой стерилизации с последующим измельчением суточной производительностью 1620 л/день, стоимость (в зависимости от исполнения) - 18883-22459 тыс. рублей; - протеинового лизиса суточной производительностью 1080 л/день (2160 л/день), стоимость в среднем - 8262 тыс. рублей. Типовые наборы специальной мебели включают комплект столов, стеллажей и шкафов. Стоимость набора в базовых ценах для технологии СВЧ: 155-225 тыс. рублей, для других технологий - 120-241 тыс. рублей. Затраты на создание в ЛПУ участков обеззараживания медицинских отходов, включая оснащение установками, наборами мебели, с учетом макроэкономических показателей - 2 877 040 тыс. рублей на 638 ЛПУ. Примерно 4510 тыс. руб. на 1 ЛПУ. В соответствии с типовыми схемами и средними ценами поставщиков многоразового инвентаря и расходных материалов для сбора и удаления отходов классов "Б" и "В" были определены объемы финансирования по данным статьям. Многоразовый инвентарь включает мини-контейнеры на колесах (120 л), стойки-тележки на колесах, педальные контейнеры. Цены за единицу: 2650, 1550 и 403 рубля соответственно. Общие затраты на приобретение многоразового инвентаря в базовых ценах - 28360 тыс. руб., с учетом макроэкономических показателей - 36470 тыс. руб. Или 57 тыс. руб. на 1 ЛПУ. Расходные материалы одноразового применения (цветные) для сбора отходов: - контейнер непрокалываемый одноразовый (0,5 л) 22,80 руб.; - контейнер непрокалываемый одноразовый (1,0 л) 31,25 руб.; - контейнер непрокалываемый одноразовый (3,0 л) 32,83 руб.; - контейнер непрокалываемый одноразовый (5,0 л) 44,33 руб.; - пакет одноразовый (30 л) 4,29 руб./шт.; - пакет одноразовый (120 л) 6,67 руб./шт. Общие затраты на приобретение расходных материалов одноразового использования в базовых ценах - 451313 тыс. рублей, с учетом макроэкономических показателей - 555367 тыс. рублей. Или 871 тыс.руб. на 1 ЛПУ. В ходе выполнения Программы запланировано обучение 5640 сотрудников ЛПУ практическим навыкам сбора и обеззараживания медицинских отходов, опасных в эпидемиологическом отношении. В базовых ценах на проведение семинаров - 5670 тыс. рублей, с учетом макроэкономических показателей - 7090 тыс. рублей. Обеспечение ЛПУ наглядно-методическими пособиями по вопросам обращения с медицинскими отходами в базовых ценах - 1870 тыс. рублей, с учетом макроэкономических показателей - 2201 тыс. рублей. Затраты на разработку и осуществление тематического информационного сопровождения мероприятий Программы (включают разработку концепции, структуры и разделов информационной системы, осуществление тематического сопровождения внедрения системы обращения с отходами ЛПУ в течение всего периода реализации Программы) базовых ценах 4716 тыс. рублей, с учетом макроэкономических показателей - 5861 тыс. рублей. В Программу оснащения лечебных учреждений на 2009-2011 гг. заложено приобретение 134 автопогрузчиков для крупных стационаров. Средняя цена 1 автопогрузчика, по данным поставщиков, в 2007 году составила 495,5 тыс. руб., с учетом макроэкономических показателей суммарно по этой статье планируется израсходовать 80613 тыс. рублей. (3) Стоимость строительства завода по термическому уничтожению 30 тыс. тонн в год медицинских отходов класса Б, В - от 950 млн. руб. Стоимость создания автопредприятия по сбору и транспортировке медицинских отходов класса Б, В (парк - 50 специализированных автомобилей) - порядка 50 млн. руб. Итого общие затраты на реализацию программы - не менее 4,5 млрд.руб. 1.2. Санкт-Петербург. В 2002 г. разработаны и введены в действие региональные санитарные нормы и типовые инструкции для медицинского персонала, вовлеченного в обращение с отходами ЛПУ. Разработана "Схема обращения с медицинскими отходами Санкт-Петербурга". Приобретена установка "PREUSSAG" - "Stericomat" для переработки опасных отходов здравоохранения в северной части города. Для радикального решения проблемы организации переработки медицинских отходов в Санкт-Петербурге Правительством города в 2003 г. признавалось необходимым: - создание системы сбора и транспортировки биологических и медицинских отходов к производствам по их переработке, включая спецконтейнеры, одноразовую упаковку, спецавтотранспорт и дезинфицирующие пункты; - разработка нормативной документации по обращению с биологическими и медицинскими отходами в процессе их сбора, транспортировки и переработки; - подготовка и утверждение временного регламента захоронения малоопасных биологических отходов на полигонах по специальной технологии; - проведение инвентаризации и создание автоматизированного банка данных об источниках образования ОРОЗ на территории города; - разработка проектной документации на строительство производства по переработке медицинских отходов; - проведение обучения медицинского персонала. На начало 2003 г. в городе насчитывалось 130 больниц, 391 поликлиника, 3 станции переливания крови, 5 научно-исследовательских институтов скорой помощи, 13 научно-исследовательских медицинских институтов, 13 домов ребенка, 13 пансионатов для пожилых людей, 23 санатория, 14 медицинских пансионатов, 32 санитарных учреждения, 9 медицинских школ, 270 аптек, 3 лаборатории и 9 учреждений судебной медицинской экспертизы, более 700 частных лицензированных учреждений медицинского характера, сотни медицинских кабинетов в школах, детских садах и предприятиях (4). Расчетный объем ОРОЗ в Санкт-Петербурге на тот период времени оценивался в 10% от общего количества отходов здравоохранения или 4400 тонн в год. Соответственно, общий объем - примерно 44 тыс. тонн. Если взять за базис явно заниженный показатель образования опасных отходов в г. Москве (3 кг на 1 жителя в год), то при населении в 4,6 млн. человек в г. Санкт-Петербурге должно образовываться не менее 14 тыс. опасных медицинских отходов в год. Общий объем - до 140 тыс. тонн. 17 апреля 2008 г на заседание комиссии по здравоохранению и экологии Законодательного собрания С.Петербурга была рассмотрена Концепция по переработке, обеззараживанию и утилизации медицинских отходов в Санкт-Петербурге, разработанная ГУЗ "Медицинский информационно-аналитический центр" (МИАЦ) (5) Концепция была отвергнута по причине того, что количественный показатель накопления отходов по лечебно-профилактическим учреждениям якобы завышен по сравнению с реальными данными и может привести к необоснованным затратам ЛПУ г. Санкт-Петербурга при реализации Концепции. 1.3. Екатеринбург Реализован пилотный проект "Совершенствование системы обращения с медицинскими отходами". В структуру проекта входит схема раздельного сбора медицинских отходов по классам опасности с использованием одноразовых контейнеров и их последующее сжигание на централизованных установках, избегая использования местных устройств. Это позволяет переместить центр ответственности за утилизацию с больничного персонала (мотив - несвойственные функции) на специализированные службы и государственные органы. ЕМУП "Спецавтобаза" обслуживает более 20 ЛПУ города, включенных в программу целевого финансирования из городского бюджета администрацией Екатеринбурга. Отходы ЛПУ классов Б и В обезвреживаются в ЦОМО сжиганием в установке ИН-50.4 на территории хозяйственной зоны полигона ТБО "Широкореченский" (запущена в опытно-промышленную эксплуатацию в 2005 г.). Термическому уничтожению подвергаются отходы патологоанатомические; перевязочный материал; полимерные отходы; металлические иглы и разовый инструментарий; лабораторные отходы; резина; пищевые отходы инфекционных, кожно-венерологических, фтизиатрических, микологических больниц и отделений. Сжигание отходов осуществляется круглосуточно 300 дней в году. 65 дней проводятся регламентные работы. Сбор в ЛПУ всех отходов, подлежащих сжиганию, предписано проводить в герметичную одноразовую упаковку (полиэтиленовые мешки), помещаемые в контейнеры многоразового пользования емкостью до 100 л, при этом масса отхода не должна превышать 6 кг. До момента сжигания отходы хранятся в многоразовых контейнерах на площадке временного складирования. На случай остановки инсинератора предусмотрена холодильная камера емкостью 6,0 м3. Система загрузки отходов в камеру сжигания - горизонтальная. Оператор порционно (не более 6 кг) загружает отходы в бункер загрузочного устройства. Термическая переработка одной порции происходит в течение 5 мин. (в час - около 70 кг. В год - 500 т.) Камеры сжигания отходов и дожигания отходящих газов оборудованы форсуночными агрегатами, работающими на дизельном топливе. Расход топлива - 80 т/год. Зольный остаток перед выгрузкой подвергается дополнительному обжигу нижним форсуночным агрегатом. 1.4. Кировская область Систему централизованного уничтожения медицинских отходов в области осуществляет ООО "Экологическая инициатива" на установке ИН-50.02.(16 тонн отходов в месяц) (6). 1.5. Нижний Новгород С 2005 г. работает централизованный участок термической обработки на базе ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области" (7). На участке используются 4 СВЧ установки УОМО-150, осуществляющие термическое обезвреживание медицинских отходов класса "Б". Производительность установки - 25 кг отходов за цикл, 150 кг в смену. После проведения термического обезвреживания отходы утилизируются как ТБО. Это соответствует уничтожению примерно 100 тонн опасных медицинских отходов в год, или 1,6 % из образующихся в городе (численность населения г.Нижнего Новгорода с подчиненными населенными пунктами на 1 января 2010 года - 1 278 800 человек. Минимальная норма образования опасных медицинских отходов - 5 кг на 1 жителя). Централизованный участок осуществляет вывоз и термическое обезвреживание медицинских отходов класса Б и В на договорной основе от лечебно-профилактических учреждений г. Нижнего Новгорода. Для термического обезвреживания принимается шовно-перевязочный материал, колюще-режущий инструментарий и т.д. При осуществлении термического обезвреживания медицинских отходов необходим селективный сбор, чтобы предварительно отделить шовно-перевязочный материал от колюще-режущего инструментария (требования по эксплуатации СВЧ установок УОМО-150). На 31.12.2008 г. договоры на термическое обезвреживание медицинских отходов класса Б с ФГУЗ ЦГиЭНО были заключены с 69 муниципальными ЛПУ, 22 ГУЗ, 10 федеральными учреждениями, более 400 другими учреждениями г. Нижнего Новгорода. Кроме централизованного участка в г. Нижнем Новгороде есть медицинские учреждения, использующие для термического обезвреживания медицинских отходов класса Б установки УОМО-150, другое оборудование. Для учреждений инфекционного профиля, в т.ч. работающих с ВИЧ инфицированными, туберкулезными больными признано целесообразным создание локальных участков по термическому обезвреживанию отходов на их территории. 1.6. Республика Башкортостан Население на 1 января 2009 г. - 4057,3 тыс. человек в т. ч.: городское - 2426,3, сельское - 1631,0 тыс. человек. Столица - г. Уфа, 1021,5 тыс. жителей (8) На республиканскую программу термической утилизации опасных отходов, рассчитанную на 2007 - 2009 годы, выделено 312 миллионов рублей. Отходы предполагается сжигать в 50 печах французского производства, работающих на природном газе или дизтопливе. Объем утилизации опасных отходов - до 215 тонн в месяц. Или 2500 тонн в год. Из расчета ежедневного образования в стационарах и поликлиниках Уфы 5-6 тонн медицинских отходов и 9 тонн в целом по республике (9) Расчетная производительность 1 печи - 50 тонн в год. При номинальной производительности не менее 250 тонн. Фактический объем образования только в Уфе - не менее 5 000 тонн, в республике в целом - не менее 20 000 тонн опасных медицинских отходов. 1.7. Тюменьская область В Тюменской области при крупных лечебно-профилактических учреждениях области работают 11 комплексов по уничтожению отходов (10) Рассматривается вопрос о создании в регионе специализированного государственного предприятия, которое будет осуществлять кольцевой сбор опасных медицинских отходов. 1.8 . Калужская область На базе ГУ "Калужское областное бюро судебно-медицинской экспертизы" создано отделение по обращению с медицинскими отходами (КОБСМЭ) (11). На установке "УОМО-01/150-О-ЦНТ" обеззараживается в год до 12 тонн отходов противотуберкулезных больниц, больницы скорой медицинской помощи, станции переливания крови, МНТК "Микрохирургия глаза", стоматологических поликлиник. Без предварительной химической дезинфекции отходов. Обеззараженные отходы подвергают сортировке, прессованию, дроблению для получения вторичного сырья (полипропиленовая крошка, текстиль, металл и т.п.). Высокотемпературное обеззараживание (пиролиз) на установке "ЭЧУТО-150-03" используется для утилизации 30 тонн биологических отходов и отходов, вторичное использование которых затруднено. Кроме централизованного варианта обработки и утилизации медицинских отходов используется смешанный вариант, когда микроволновая дезинфекция отходов производится в местах их образования в лечебном учреждении, затем обеззараженные отходы направляются на вторичную переработку или пиролиз. КОБСМЭ заключено 42 договора на транспортировку, обеззараживание и утилизацию отходов классов Б и В с детским санаторием для больных туберкулезом, областной туберкулезной больницей, санаторием "Лесная сказка", областной станцией переливания крови, областной детской стоматологической поликлиникой, психиатрической больницей, домом ребенка, областной стоматологической поликлиникой, рядом городских ЛПУ, Кондровской ЦРБ, учреждениями частной медицины и т.п. Объем уничтожения опасных и особо опасных отходов ЛПУ ничтожно мал по сравнению с реально образующимся. 2.Международный опыт в области обращения с медицинскими отходами. 2.1. США Управление по охране окружающей среды (Environmental Protection Agency - EPA) разработало документ под названием "Контроль за отходами медицины и медицинской промышленности", который приобрел характер законодательного акта, распространяющегося на все штаты. Центром по контролю за заболеваниями (Center for Disease Control - CDC), а также организациями, связанными с профессиональной гигиеной и безопасностью труда, соответствующими учреждениями штатов, были приняты документы, касающиеся переработки и уничтожения этих отходов (постановления о передаваемых с кровью патогенных агентах, различные классификаторы отходов и методов их обезвреживания и др.) Вследствие принятых мер критерии, согласно которым должно осуществляться уничтожение отходов, во многих штатах оказались настолько строгими и "ограничительными", что несколько штатов ввели запрет на уничтожение любых медицинских отходов на своей территории. Итогом введения в действие этих регламентов стал отказ от оказания некоторых видов медицинской помощи. Усложнились процедуры получения разрешений на установку систем, обезвреживающих отходы, увеличились цены на такие системы, стал более затруднительным вывоз отходов для уничтожения на определенных предприятиях и более частым отказ органов санитарного контроля в выдаче разрешений на хранение и переработку любых видов медицинских отходов. Эти меры заставили правительство, исследователей, медицинских работников искать альтернативные пути избавления от скапливающихся отходов, применять современные технологии их сбора и удаления. 2.2. Франция Первоначально, согласно французским санитарным правилам, больничные отходы делились на две категории: инфицированные и прочие, неинфицированные компоненты, удаление которых осуществляется по общим каналам для муниципальных отходов (12). Неинфицированные отходы стационаров поступают в контейнеры фирмы, ведающей уборкой мусора в Парижском регионе и направляются на свалки, либо на мусоросжигательный завод. Инфицированные отходы составляют около половины всех больничных отходов, при этом в 80% случаев больницы сжигали их на своей территории, остальные учреждения направляли свои инфицированные отходы в печи других ЛПУ. Такая практика децентрализованного сжигания зараженных и потенциально опасных медицинских отходов подверглась критике по экономическим, техническим и экологическим мотивам. Результатом этого стало Постановление Министерства окружающей среды Франции, которым было запрещено сжигание потенциально опасных отходов на малых установках, расположенных на территориях медицинских учреждений. Основаниями для этого явились недостатки локальной переработки отходов, отмеченные в Постановлении: периодический режим эксплуатации и применяемые технологии работы печей на большинстве объектов не удовлетворяли требованиям к очистке выбросов в атмосферу, полноте сгорания материала, профилактике загрязнения окружающих территорий. Преимущественная часть установок имела малую производительность, что делало малоперспективным и нерентабельным их оснащение современными средствами очистки воздушных выбросов. Исходя из этого, в Постановлении было принято, что широкомасштабным решением проблемы обработки потенциально опасных отходов является строительство специальных станций по их обезвреживанию. Важным положительным качеством централизованной схемы является минимизация влияния человеческого фактора на качество выполняемых процедур, т.к. в комплексе утилизации работают подготовленные специалисты, есть возможность наладить эффективный контроль всех элементов производственного процесса. Процесс централизации в сфере переработки медицинских отходов во Франции активно развивается. В Париже эксплуатируется централизованная установка для сжигания опасных медицинских отходов производительностью 15 тыс. т/год. Центральный инсинератор для больниц производительностью 19 тыс. т/год функционирует в г. Бордо. Это соответствует 25 кг на 1 жителя при численность населения Бордо с пригородами около 750 тысяч человек. (13) Рабочая группа Министерства социальных дел и занятости Франции разработала рекомендации по новой классификации больничных отходов. Согласно этой классификации, отходы делятся на 3 категории: - наиболее сильно инфицированные или опасные отходы, включающие остатки анатомических органов, тканей, микробных культур, крови и лечебных препаратов; - отходы, специфические для работы медицинских учреждений, образующиеся при обслуживании пациентов в терапевтических и хирургических отделениях, исключая отходы, отнесенные к первой категории; - отходы, обычно образующиеся при уборке палат, столовой, административных помещений, территории больницы и т.п. По массе отходы 1-й категории составляют 1-5% от общего количества отходов; отходы 2-й категории, специфические для работы больниц - от 40 до 50%; отходы 3-й категории - от 50 до 60%. Последняя категория квалифицируется как домашние отходы и удаляется по соответствующему руслу. Отходы 2-й категории предписывается сжигать на мусоросжигательных заводах для ТБО. Отходы 1-й категории должны неукоснительно сжигаться, причем срок их хранения не должен превышать 48 ч. При их сжигании должно обеспечиваться полное отсутствие несгоревшего остатка, тогда как для большинства мусоросжигательных установок для ТБО допускается содержание в шлаке не полностью сгоревших остатков до 5-6%. Таким образом, во Франции централизованно должны сжигаться до 40% отходов ЛПУ. 2.3. Великобритания Специалисты Великобритании считают сжигание медицинских отходов наилучшим способом их уничтожения. При этом подчеркивается, что хотя оно и ведет к некоторому загрязнению воздуха, однако, наиболее показано, поскольку исключает (при условии температуры сжигания в 1000 С и больше) возможность образования токсических выбросов и распространение инфекции. Много внимания уделяется очистным сооружениям воздушных выбросов, лабораторному контролю эффективности их работы, поиску оптимальной и достаточной композиции контролируемых параметров. В дополнение к строгому требованию поддержания температуры в топках минимум в 1000?С контролируется (в интересах полноты сгорания) минимальная концентрация кислорода на выходе из топки 6%. Контролируются в газовоздушных выбросах также концентрации полихлорированных диоксинов и фуранов, концентрации взвешенных твердых частиц (100 мг/м 3), фосгена (COCl2), SO2 (300 мг/м3), органические соединения (20 мг/м3), тяжелые металлы и их соединения (5 мг/м3), а также окись углерода. Выполнение этих достаточно высоких требований может быть полноценно обеспечено на доступном в настоящее время оборудовании. В системе управления медицинскими отходами Великобритании большое значение придается правильной упаковке отходов. Для минимизации использования пластиковых материалов проводится уплотнение отходов в местах их сбора. Жидкие отходы должны быть предварительно отделены от того, что направляется на сжигание. При всех условиях отходы должны упаковываться в закрытые маркированные контейнеры, соответствующие их содержимому, и эти контейнеры должны перевозиться, храниться и передаваться на уничтожение в закрытом виде, без вскрытия, для безопасности персонала, манипулирующего с отходами. 2.4. Республика Казахстан. В Казахстане функционирует 14 434 медицинских лечебно-профилактических учреждений, в т.ч. более 1000 больниц, 2000 амбулаторий, а также 9000 аптек и объектов, образующих медицинские отходы. Согласно данным, собранным в 2006 году Комитетом государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения, в Казахстане ежегодно образуется около 12 000 тон медицинских отходов. Медицинские учреждения страны насчитывают примерно 120 000 койко-мест. То есть объем образования отходов по стране занижен по-меньшей мере в 10 раз. В исследовании, проведенном Всемирной организацией здравоохранения, средний объем отходов, образуемых одним койко-местом, составляет примерно 1.4-2 кг в день (цифры по Восточной Европе). (14) Законодательная система Казахстана в области регулирования медицинских отходов была создана путем принятия Министерством здравоохранения нескольких нормативных актов в 2004 г. и 2007 г. Этими актами запрещался сброс инфекционных отходов на медицинские свалки. Они способствовали строительству мусоросжигательных печей на областном уровне. Однако отсутствуют нормативы и стандарты по сжиганию отходов. В настоящее время в РК имеется примерно 70 таких печей, из которых 39 функционируют в региональных центрах. Кроме того, имеется 40 муфельных печей, используемых для порционного сжигания. Выбросы в атмосферу от печей сжигания медицинских отходов не регулируются в РК. Эти печи не оборудованы приборным контролем за загрязнением атмосферного воздуха. Стоимость обработки медицинских отходов- около 2000 долларов США за тонну. 3. Ценовая политика на рынке обращения с отходами ЛПУ Стоимость обезвреживания медицинских отходов в европейских странах и в США - до $1500 за тонну. Не считая транспортировки. В РФ цены в среднем примерно такие же. Новосибирск. ФГУ НИИ травматологии и ортопедии Росмедтехнологий. Вывоз медицинских отходов 2-3 раза в неделю, до 10 раз в месяц с 1 июля 2010 года по 31 октября 2010 г. Объем - 8130.00 кг. Цена - 500 000 руб. 61,5 руб./кг. ЦКБ СО РАН. Отходы класса: А, Б, В , Г. (Твердые). Объем - 6800 кг. Сумма - 486 040 руб. Источник финансирования: Федеральный бюджет РФ. 1 кг - 71,48 руб. Екатеринбург ГУЗ "Уральский институт кардиологии". Вывоз и термическое уничтожение опасных медицинских отходов класса "Б" на 2 квартал 2010 г. Объем - 7300 кг. Цена - 499 000 руб. 1 кг - 68,35 руб. Кировская область. ООО "Экологическая инициатива" Утилизация отходов ЛПУ на установке ИН-50.02 - 64 руб/кг. Республика Башкортостан Стоимость термической утилизации - 58 руб/кг. Красноярск. ООО "Экоресурс" Уничтожение медицинских отходов с транспортировкой 116 руб/кг. Без транспортировки 51 руб/кг. Уничтожение лекарственных средств 485 руб/кг. Москва. ООО "Экосервис": (15) Термическое уничтожение медицинских отходов класса "А" или захоронение на полигонах - 540 руб/м3. Термическое уничтожение) медицинских отходов класса "Б" и "В" - 80 руб/кг. Утилизация СР-шприцев в одноразовой таре (короб 1,9 л) - 127 руб/шт. Утилизация просроченных лекарственных средств, отходы от лекарственных и диагностических препаратов, иных опасных медицинских отходов класса "Г" - 181 руб/кг. Транспортировка медицинских отходов специализированным автотранспортом до места утилизации - от 2 170 руб/ маш/рейс. Вывоз медицинских отходов из ЛПУ - 1180 руб./контейнер. Средневзвешенная цена услуг по сбору и уничтожению опасных медицинских отходов составляет примерно 60 руб./кг. Вывод: Система обращения с отходами ЛПУ в РФ требует усовершенствования путем перехода к централизованному сбору, транспортировке и уничтожению. _________________________________________________________________________________ 1. Приложение 1 к Городской целевой программе по совершенствованию внутрибольничной системы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений Департамента здравоохранения города Москвы, опасными в эпидемиологическом отношении, на 2009-2011 гг. 2. Приложение 4 к Городской целевой программе по совершенствованию внутрибольничной системы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений Департамента здравоохранения города Москвы, опасными в эпидемиологическом отношении, на 2009-2011 гг. 3. Приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от 23 декабря 2008 г. N 1191-ПП 4. Основные направления политики Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на период с 2003 по 2007 год. Приложение к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 26.09.2002 N 50 5. http://www.assembly.spb.ru/manage/page?tid=633200002&nd=458240731 6. Князева Л.И., Мальцева Л.Г., Загребин К.В.. Проблема сбора и утилизации медицинских отходов в ЛПУ Кировской области. V Международная конференция "Проблемы обращения с отходами ЛПУ". Сборник материалов под редакцией академика Н.В. Русакова. Москва, 2009 7. Петров Е.Ю., Осипова Т.В., Будникова М.В., Штрайхер А.С.Опыт организации централизованного участка по термическому обезвреживанию медицинских отходов в Нижегородской области. V Международная конференция "Проблемы обращения с отходами ЛПУ". Сб. материалов под редакцией академика Н.В. Русакова. Москва, 2009 8. http://www.bashkortostan.ru/ 9. "Российская газета-Неделя" - Башкортостан N4543 от 13 декабря 2007 г. http://www.rg.ru/2007/12/13/reg-bashkortostan/musor.html 10. В Тюменской области 12/11/2010 обсудили проблемы утилизации опасных медицинских отходов http://www.angi.ru/news.shtml. 11. Ланцов С.И.Практические результаты системы комплексного обращения с инфицированными медицинскими отходами в Калужской области. V Международная конференция "Проблемы обращения с отходами ЛПУ".... 12. HTTP://WWW.ZDRAV.SPB.RU/EPID/DOC/TRASH.DOC 13. HTTP://DIC.ACADEMIC.RU/DIC.NSF/RUWIKI/20279 14. Концепция проекта по безопасному управлению медицинскими отходами в Республике Казахстан. http://www.eco.gov.kz/rus_txt/gef_konc.php 15. HTTP://EKO-SERVICE.3RGROUP.RU/INDEX.PHP/PRICE/PRICE-LIST?TMPL=COMPONENT&PRINT=1&PAGE viperson.ru Viperson

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован